Журнал

Вся суть за спиной протагониста

Хотите познакомиться с героями любимого сериала поближе? Тогда посмотрите, как они заполняют пространство вокруг себя. О многом скажут места, в которых герои живут или работают. Мы посмотрели 4 сериала, в которых искусство в помещениях играет далеко не последнюю роль — “Шерлок”, “Корона”, “Миллиарды” и “Ганнибал”. И выяснили, как интерьер раскрывает личность персонажей.

Викторианская эпоха и Икея: в гостях у Шерлока Холмса

Добро пожаловать в гости к Шерлоку Холмсу. Если быть точными — к его британской версии в исполнении Бенедикта Камбербэтча. Гостиная на Бейкер-стрит, как и весь сериал — отражает современная версия классического произведения Конана Дойля. Создатели сериала поместили героя Викторианской эпохи в современный мир, любопытно отразив это в интерьере Шерлока Холмса. Некоторые зрители даже считают сочетание викторианского стиля с современными (порой даже попсовыми) элементами легкой иронией над оригиналом. В любом случае это весьма удачная адаптация.
С точки зрения терминологии маркетинга, стиль гостинной Бейкер-стрит — воплощение nobrow (стирание граней между высокой (highbrow) и низкой (lowbrow) культурами). Именно поэтому интерьер сериала породил такой ажиотаж среди поклонников, желающих воплотить нечто подобное в своей квартире.
Камин в сердце помещения — реверанс викторианской эпохе, а стоящие вокруг него икеевские торшеры — привет эпохе потребления. Напротив камина можно заметить стену с узором геральдических лилий, который пользовался большой популярностью у аристократов как орнамент с французскими нотками. А на стене вдруг— два ярких совершенно современных акцента: смайлик, нарисованный баллончиком, и постер с черепом английского художника Джона Пинкертона.
В каждой детали гостинной ликует игривая хаотичность. На черепе буйвола, например, можно заметить старые наушники — так получился из классического черепа арт-объект.
Квартира Шерлока — яркий пример того, как квартира может отражать внутренний мир жильца. Достаточно взглянуть на иллюстрацию ниже: в одном кадре красуются человеческий череп, чертеж по расследованию, естественно-научная коллекция с бабочками и летучими мышами. И с ними, дабы внести последний штрих в этот игривый хаос, соседствует неожиданный портрет американского писателя Эдгара Аллана По.
Шерлок — прагматик-социопат, ему чужда демонстративность. Потому не стоит ожидать от него пышных убранств и продуманного декорирования своего жилища. Но и он украшает пространство вокруг себя — пусть хаотично, зато естественно. Так, будто побросал разные занятные вещицы по углам комнаты, и был таков.

Как украсить королевский дворец: версия сериала “Корона”

В сериале «Корона» Питера Моргана было просто не обойтись без предметов искусства. Ведь как без картин в аристократических особняках, а уж тем более в королевских дворцах? В благородных семьях произведения искусства должны быть в изобилии. И речь, конечно, идет о ценных и редких работах.
Живописные и графические работы на различные сюжеты украшают практически каждую стену (и не только стены — некоторые красуются на резных мольбертах). Роскошные картины обрамлены в соответствующие им массивные рамы, что придает убранству интерьера еще больше эффектности и претенциозности. За просмотром сериала можно научиться со вкусом вешать картины в классицистических домах с высокими потолками. Вот, например, прекрасный прием для дома в несколько этажей — галерея вдоль ступеней.
Как бы вы ответили на вопрос: «Кто главный герой этого сериала?». Мы ответим — корона. Хотя из королевской семьи, безусловно, на первом план выступает Елизавета, что каждый герой сериала — заложник своего положения по праву рождения. Потому, корона, подобно Петербургу Достоевского, становится в ряд системы персонажей, и даже более — имеет колоссальную власть над ними. Оттого не так просто найти непосредственную связь между интерьером и героями. Кроме одной — как ни крути, это позолоченная, но клетка для его обитателей.

Любимые художники бизнесменов с Уолл-стрит: искусство в сериале “Миллиарды”

«Миллиарды» — сериал, который грешно бы было не включить в такую подборку. Картин здесь много, и играют они весомую роль. Дело в том, что идея сериала основана на реальной игре в «кошки-мышки» учредителя S.A.C Capital Стива Коэна и бывшего прокурора США Прета Бхарара. Коэн, ставший прообразом Роберта Аксельрода, коллекционировал произведения искусства (причем очень страстно).
“Дело бизнесмена — заработать в первую очередь не деньги, а имя среди элиты”
Для этого Аксельрод использует искусство. Чем же еще подчеркнуть свои статус и тонкий вкус? Миллиардер окружает себя картинами смелыми и эффектными, исполненными при этом художниками, имена которых у всех на слуху. С одной стороны, предпочтение авангарда всегда указывает на способность нестандартно мыслить. С другой стороны, выбор картин исходя из их популярности — чистой воды снобизм.
Художник-постановщик Майкл Шоу в процессе работы над интерьерами в сериале изучал, как выглядят офисы на Уолл-стрит. А они, как оказалось, не слишком друг от друга отличались. Американская элита будто бы имеет контрольный список художников, работы которых должны обязательно украшать их помещения. Среди них — Энди Уорхол, Жан-Мишель Баския, Ричард Принс и Кристофер Вул. Получается, выбор картин в офис обусловлен некими негласными правилами.
Но картины в сериале нужны не только для декорации. Внимательному глазу становится очевидно, что их атмосфера почти всегда созвучна эмоциональному состоянию героев. С каждым драматическим поворотом интерьеры постепенно пополняются новыми и более гнетущими по настроению картинами. В последних сезонах на стенах стали чаще появляться фотографии, преимущественно холодных оттенков или чёрно-белые.
Например, как поменялся фон офиса хедж-фонда к пятому сезону. Дерзкую работу Мэла Бохнера сменяет репродукция тревожащей работы Дэвида Линча (того самого режиссера всем известных безумных фильмов). Уверены, такой тонкий подход к психологизму картины в сериале многих подтолкнет (пере)посмотреть «Миллиарды».

Жестокий и изысканный Ганнибал Лектер

Напоследок предлагаем заглянуть домой к Лектеру из сериала NBC «Ганнибал». Если кратко, это сериал о маньяке, который очень ценит культуру и искусство. По сценарию герой купил историческое здание и адаптировал его под себя так, чтобы не уничтожить, а доподлинно сохранить его основные архитектурные особенности. Именно этот историзм помещения стал базой для создания такого неординарного кабинета психиатра. Лектер богат материальными средствами и утонченным вкусом, а также блестяще образован — это можно сказать, лишь взглянув на роскошную библиотеку, заполненную не только книгами, но и предметами искусства.
Причем картины в интерьере Лектера нужны ему не просто для эстетического наслаждения. Это целая коллекция демонстративного искусства, отражающая культурный код разных стран и течение истории. Взгляните только на композицию из древних китайских фресок в спальне героя. Претенциозность во всей своей красе.
Особого внимания заслуживает гостиная, где Лектер даёт волю своей жестокой натуре во время званых ужинов с гостями. Первой приковывает к себе взгляд растянувшаяся почти на всю стену гравюра Оскара Гроша, такая же мрачная и таинственная, как душа владельца дома.
Немало споров среди декораторов вызвало решение расположить на гравюре полки с растениями. Вообразите себя гостем Лектера — гостиную наполняет интенсивный запах зелени. Не противоречит ли это гедонистической философии Ганнибала?
«Садист должен уничтожить объект, который стал символом мира или природы, чтобы понять свою собственную изменённую натуру» — цитата из эссе Жиля Делеза «Холодность и жестокость», которым вдохновлялись художники-постановщики. В итоге съёмочная группа пришла к выводу, что это очень даже в его духе.
Ганнибал полон стремления обуздать природу, принудить её работать на его потребности. И интерьер Лектера буквально кричит об этом. Мы уже взглянули на композиции из растений, украшающие дом герой. Но на этом история с флорой не заканчивается. Каждый званый ужин герой радует своих гостей тематическими цветочными букетами. Интерьер богат декором из животного мира: здесь черепа, чучела животных, даже ножки кресел в форме копыт. Окружившись предметами мертвой природы, садист должен чувствовать себя победителем в этом противостоянии.
Мы рассмотрели четыре совершенно разных сериала. И в каждом из них искусство в интерьере ёмко и ярко раскрывает характеры героев. В этом и прелесть искусства: стена — лицо её хозяина. Иногда и нам полезно вообразить себя героем сериала — это очень полезно для смелости в генерации новых идей. Смотрите, вдохновляйтесь и дайте себе возможность быть режиссером в собственном доме.