Мнения Сергея Ледяева и Вадима Колобовникова
Что нужно художнику, чтобы реализоваться? Недостаточно просто отточить свое мастерство, нужно нечто большее. Критика общества, сомнение в себе, кажущееся отсутствие перспектив – все это давит на творца. И как же художнику сохранить в себе стойкость противостоять всему этому? Спросим об этом самих художников: Сергея Ледяева и Вадима Колобовникова.
“Наконец-то после пяти месяцев жизни, в течение которых я не смог написать ничего такого, чем был бы доволен, и которые никто и ничто не в силах мне возместить, хотя все обязаны были бы это сделать, я надумал снова поговорить с самим собой”. Франц Кафка, “Дневники”, 1913-1923 годы.
Считается, Франц Кафка хотел, чтобы написанные им произведения сожгли после его смерти. Заметим: мотив огня часто фигурирует в жизни творцов. Но душеприказчик Макс Брод все-таки опубликовал его романы, и теперь Кафка – классик мировой литературы. Мог ли сам писатель действительно оценить масштабы своих произведений?
Ответить на этот вопрос мы не можем, но знаем, что сам Кафка не считал себя писателем. Он воспринимал свое творчество как терапию. Приходя домой после работы и садясь за перо, он избавлялся от своих “внутренних демонов”. Кафка постоянно сомневался в своих способностях, переживал от нападков отца, унижающего его, и публиковался совсем неохотно. Кажется, ему и не оставалось шанса посвятить себя писательству полностью. Судьба Кафки – это трагедия для творца, которой, возможно, ему было и не избежать.
Но ведь есть те, чье желание реализоваться в творчестве, только начинает переживать надлом. В таком случае еще можно предотвратить трагедию. Вопрос о внутреннем балансе художника интересует и науку. Например, в статье “Проблемы самооценки одаренных личностей в художественном творчестве” под авторством социолога Ю.Ю. Евтушенко-Вард говорится о том, что “художники по всему миру сталкиваются с общими проблемами: переоценивание либо обесценивание своего таланта вместе с возникающими проявлениями синдрома самозванца”.
На состояние художника влияет множество внешних факторов: давление со стороны общества, необходимость оценивать стоимость собственных работ, продвигать свое творчество. В этой ситуации задача общества: дать раскрыться потенциалу художника еще в детстве, не запрещая детям проявлять себя. А задача художника, в свою очередь, не дать себя сломать рамкам общества.
Ответить на этот вопрос мы не можем, но знаем, что сам Кафка не считал себя писателем. Он воспринимал свое творчество как терапию. Приходя домой после работы и садясь за перо, он избавлялся от своих “внутренних демонов”. Кафка постоянно сомневался в своих способностях, переживал от нападков отца, унижающего его, и публиковался совсем неохотно. Кажется, ему и не оставалось шанса посвятить себя писательству полностью. Судьба Кафки – это трагедия для творца, которой, возможно, ему было и не избежать.
Но ведь есть те, чье желание реализоваться в творчестве, только начинает переживать надлом. В таком случае еще можно предотвратить трагедию. Вопрос о внутреннем балансе художника интересует и науку. Например, в статье “Проблемы самооценки одаренных личностей в художественном творчестве” под авторством социолога Ю.Ю. Евтушенко-Вард говорится о том, что “художники по всему миру сталкиваются с общими проблемами: переоценивание либо обесценивание своего таланта вместе с возникающими проявлениями синдрома самозванца”.
На состояние художника влияет множество внешних факторов: давление со стороны общества, необходимость оценивать стоимость собственных работ, продвигать свое творчество. В этой ситуации задача общества: дать раскрыться потенциалу художника еще в детстве, не запрещая детям проявлять себя. А задача художника, в свою очередь, не дать себя сломать рамкам общества.
Делай, что должно, и будь, что будет

Сергей Ледяев, диптих “Райские яблочки”, 2019 год.
Живописец, график, фотохудожник и керамист Сергей Ледяев, хотя и не сталкивался с синдромом самозванца, все равно временами ощущал застой энергии и чувство неудовлетворенности. Но это были даже продуктивные сомнения: они выражались в желании изменить стилистику изображения, а не в самобичевании. В разговорах об этом с другими художниками, если требовался совет, он обычно рекомендовал не создавать лишнее внутреннее напряжение. Ведь творчество – это не про признание.
— Если думать о том, как оценивают твою работу другие, лучше вообще этим не заниматься. Не нужно ничего бояться и важно научиться не зависеть от чужого мнения, лучше вообще от этого избавиться. Это на самом деле одна из духовных задач, стоящих перед художником. Нет достойных и недостойных, это просто надо осознать. Есть решительные и нерешительные.

Сергей равнодушен ко мнению тех, кто негативно отзывается о его творчестве, но он и не зацикливается на восторженном признании. Ведь это, по его мнению, существует помимо него самого. Сергей считает, что художнику нужно всегда быть посередине между негативными и позитивными отзывами. Только он знает: получилось или нет.
— Творчество это ведь говорящее слово – "чествование Творца" – то есть это хвала Богу. Если возникает разочарование, значит, есть какие-то ожидания, а это, по сути, проявление гордыни. Это все лишнее, просто никому не нужное. Лучшее высказывание по этому поводу принадлежит Марку Аврелию – “Делай, что должен и будь, что будет”.

Сергей Ледяев, “Музыка ветра”, 2007.
Вопрос продажи своих произведений и формирования цены - это отдельная тема, как признается Сергей. Ему часто не хватает смелости назначить достойную цену. Раньше он переживал по этому поводу, но теперь перестал. Что касается оценки собственного творчества, то здесь он не сталкивался с большими страхами. Он испытывал ощущение, что задуманное не удалось выразить до конца, но это, как ему кажется, неизбежное чувство.
— Делать нужно не для признания, а из любви. Если любишь делай и будь честен с собой, остальное просто выбрось за борт
“Надо найти в себе тот самый восхитительный баланс, когда ты сохранил в себе огонь и задор, но в тебе появилось рацио”: Вадим Колобовников
Художник и график Вадим Колобовников, считает: человек, который способен более или менее объективно оценить свой потенциал, имеет более высокие шансы реализоваться как художник. Молодой человек полон энергии, ему кажется, что остается сделать несколько правильных поворотов в своей карьере, и все будет складываться само собой, и складываться хорошо.
Художник и график Вадим Колобовников, считает: человек, который способен более или менее объективно оценить свой потенциал, имеет более высокие шансы реализоваться как художник. Молодой человек полон энергии, ему кажется, что остается сделать несколько правильных поворотов в своей карьере, и все будет складываться само собой, и складываться хорошо.
— В зрелом возрасте уже начинаешь делать поправку на ветер, понимаешь, что действительность может быть и пожестче. Даже себя вспоминаешь, когда тебе до двадцати лет, и кажется, что ты что-то знаешь, умеешь. А старшие как будто уже что-то утратили и теперь что-то не понимают. Молодость, задор могут любую плотину снести. Но со временем понимаешь, что родители, пройдя определенную школу жизни и опыт. Даже философия не отрицает такого явления как жизненный опыт.

Рефлексия, как считает Вадим, необходима. Это момент переоценки сил. Делаешь что-то, потом оцениваешь свою работу. Сравниваешь свои работы с творчеством других художников. Происходит момент анализа, и делаешь выводы: в свою пользу, или наоборот.
— Рефлексия – это начало объективного понимания себя среди себе равных. Важно уметь оценить себя из спокойствия и равновесия. Когда человек понимает, что он слаб, запускается механизм, когда себя начинаешь жалеть, сдавать позиции. Не у всех хватает сил дальше пойти: второй раунд вытащить, третий.
В юности Вадим проникся ощущением, что надо двигать искусство вперед, “поймать волну” – и успех будет гарантирован. Он считал, что Рембрандт, конечно, велик, но уже прошло и его время. Теперь появились новая школа, новые веяния, надо за ними следить. Нужно только попасть в поток, а разбираться уже по ходу.
— Мне не хватало ума себя адекватно оценивать. Пока был юн, казалось, что можно найти универсальный ключ жизни. Что твое обаяние может что-то решить, твоя внутренняя энергия, твой жар. Люди должны тебя заметить. Для более зрелой личности. Я совершил ошибку молодости, когда мне казалось, что я чем-то таким обладаю, чего не хватает у кого-то другого.

Вадим Колобовников, “Все будет так, как ты захочешь”.
Если у человека есть жажда творчества, ему надо держать руку на пульсе. Иногда стараться утихомирить свой пыл и обратиться к разуму и оценить свои действия.
— Надо найти в себе тот самый восхитительный баланс, когда ты сохранил в себе огонь и задор, но в тебе появилось рацио. Ты должен правильно себя оценивать и держать горшочек с горящими углями у себя внутри. Ты пришел в этот мир и тебе кажется, что ты особенный. И мы действительно уникальный, но мы в строю себе подобных. Надо иметь в душе что-то кроме задора и желания противостоять.

Вадим Колобовников, “Все по силам”, 2017 год.
Путь художника совсем не прост. Каким бы талантливым ни был человек, необходимо уметь пронести в себе этот талант и жажду творчества через испытания. Борьбу с обществом, борьбу с самим собой. Быть тем, кто ты есть, не давая себя сломать. Любить и творить, несмотря ни на что. Ведь это, кажется, и делает художника художником.