Журнал

“Ты создаешь объект, который живет”: Николай Шаталов о том, что значит быть скульптором

Персональная выставка Николая Шаталова “Ветер в волосах” откроется в Галерее Искусств 25 апреля. Это повествование о внешне хрупкой женственности, которая таит в себе жизненную силу, подобно незримому потоку воздуха. В преддверии выставки мы посетили мастерскую скульптора и поговорили с Шаталовым о том, как начался его путь в искусстве и как рукой творца бронза превращается в воду, воздух и жизнь.

Как рождаются образы

Мастерская Николая Шаталова подобна театральной сцене. Персонажи будто застыли на миг: одни — в танце, другие — в противостоянии потокам воздуха. Каждый герой — плод воображения и вместе с тем пережитый опыт художника.

Произведения Николая Шаталова – это переосмысление культурных сюжетов, личного опыта и взгляд на окружающий человека мир. На вопрос о том, как рождаются художественные образы, скульптор отвечает так:
— Просто с утра рисую какие-то вещи, эскизы набрасываю – все, что придет в голову. Так рождается. Бывает, идея идет от смысла, от истории, например, библейской. И потом уже ее разрабатываешь. Так “Ева” получилась.
"Ева" Николай Шаталов. Работа доступна к приобретению
— А вот как-то осенью я посмотрел в окно и подумал, что Пушкин больше всего [из времен года] любил осень. И он также стоял, смотрел, наверное, на листья падающие. Вот и получился он такой стоящий, смотрящий вверх. Но при этом как бы в себе, в своей душе.
“Пушкин осенью”. Николай Шаталов

Путь в мир искусства начался с керамических ёжиков

Николай решил посвятить себя искусству уже в зрелом возрасте – в Академию Художеств он поступил в 35 лет. По первому образованию Шаталов программист. В этой профессии, по его мнению, тоже можно проявить свое творческое начало. Ведь ты создаешь программы, которые затем живут самостоятельно, в каком-то смысле подобно произведениям искусства.

Николай попробовал себя во многих сферах. Он работал в рекламном агентстве, типографии, делал сувениры из керамики – ежиков и персонажей из мультфильмов. Последнее оказалось ему ближе всего. Тогда Шаталов понял, что хотел бы сильнее углубиться в изобразительное искусство. Одним из вариантов было продолжить развиваться как керамист и отучиться в керамической школе в Москве. Но однажды он приехал в Академию художеств, где училась его знакомая.
"Киви" Николай Шаталов. Работа доступна к приобретению
— Я приехал в гости и зашел порисовать в рисовальные классы. Мне обстановка очень понравилась, домашняя. И захотелось прямо учиться здесь. Потом уже зимой приехал на подготовительные курсы, готовиться поступать. Но поступил со второго раза. Наверное, это и хорошо. Уровень был недостаточный. Чем выше начальный уровень, тем выше ты в конце вырастешь. Чтобы в процессе не догонять какие-то там прошлые недоработки, а расти вверх.

Тонкие бронзовые девушки – жизнь, воплощенная в материале

Предстоящая выставка – это история о женственности, которая, несмотря на внешнюю легкость, даже воздушность, заключает в себе силу и жизненный потенциал. Один из ключевых образов в творчестве Шаталова – тонкие бронзовые девушки, находящиеся в движении. Это эстетическое желание художника показать жизнь в её материальном проявлении:
— Интересно показать легкость. Академии художеств нам говорили, что пирамида статична, как надгробие. Она никуда не падает. А если ее перевернуть, то она, наоборот, будет очень динамичной, то есть живой. Жизнь в динамике – она еще не устаканилась, она движется.
"Юная балерина" Николай Шаталов. Работа доступна к приобретению
"Юдифь" Николай Шаталов. Работа доступна к приобретению
В каком-то смысле скульптор строит свои произведения по принципу перевернутой пирамиды, находящейся в движении. Благодаря этому художник дает посмотреть зрителю на объект вне привычного понимания. Например, смотря на скульптура “Ласточка”, мы видим женщину "в теле", от которой при этом веет легкостью.
"Ласточка" Николай Шаталов. Работа доступна к приобретению

Воздух и вода в скульптуре

Шаталов ищет вдохновение как внутри себя, своего опыта, так и в окружающем мире. Особенно – в природе, непредсказуемой и неизведанной. Больше всего скульптора вдохновляют воздух и вода. В его работах часто встречаются мотивы ветра и моря.

“Ветер вдоль берега” – скульптура, вдохновленная одноименным мультфильмом Ивана Максимова. Сюжет анимационного произведения строится на том, что прибрежную деревушку начинают атаковать сильнейшие порывы ветра, с которыми приходится считаться местным жителям. Бронзовой девушке, созданной скульптором, тоже приходится противостоять ветру. Мнется ее шляпа, развивается платье, но сама она не сдвигается с места, уверенно смотря природной стихии в глаза.
"Ветер вдоль берега" Николай Шаталов. Работа доступна к приобретению
Похожий сюжет становится основой и другой скульптуры Шаталова “У реки ветер”. Но здесь девушка уже сливается в единое целое с тканью, хрупко сгибаясь под потоками воздуха.
"У реки ветер" Николай Шаталов. Работа доступна к приобретению
Многие работы Шаталова посвящены морю. На это сразу указывает лазурный цвет, который в произведениях скульптора встречается часто:

Синий с черным, темно-коричневый со светло-синим контрастно работают, хорошо сочетаются. Когда скульптура окрашена в один цвет, она, может быть, становится более декоративной или салонной. Но, с другой стороны, цвет позволяет передать больше эмоционального.
"Водоворот" Николай Шаталов. Работа доступна к приобретению
"Сон реки" Николай Шаталов. Работа доступна к приобретению
Шаталову нравится работать с цветом, и живопись в этом плане дарит художникам много свободы. Но скульптура дает Шаталову гораздо больше – возможность создать живой объект:
— Ты создаешь объект, который живет самостоятельно. Он в чем-то похож животных, на тех, кто живет, существует вокруг нас. Этим мне нравится скульптура.