Журнал

“Фондю – это хорошо”: как швейцарский сырный союз продал стране национальное блюдо

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, швейцарские производители сыра стали терпеть убытки. За границу теперь его поставлять было невозможно. Но молоко и сыр никуда не делись – что-то нужно было придумать. Тогда поставщики объединились в «Швейцарский союз сыров» и стали торговать сыром внутри страны. Правда, дела шли не очень хорошо. Лозунг “Пей молоко! Ешь швейцарский сыр! А чужое – в землю!”, который продвигал союз, тоже ничем не помог. После войны экспорт ненадолго возобновился, рынок сбыта снова наладился, но с началом Второй мировой все вновь пошло на спад.

Так продолжалось до 1954 года. Тогда в союзе поняли, что единственный выход – развить культуру потребления сыра у самих швейцарцев. Они решили апеллировать к тому, что в общем-то должен ценить народ – к национальной кухне. Речь, конечно, идет о фондю, которое на тот момент ели только 30% швейцарцев. Сыра в Швейцарии оставалось много. В плавленный сыр можно было просто макать хлеб – даже для жителей обедневшей страны найти эти ингредиенты было нетрудно.

“Сырный союз” стал продвигать простой и запоминающийся слоган «Fondue isch guet und git e gueti Luune» (фондю – это вкусно и поднимает настроение). На русском звучит не так эффектно, но оригинальная фраза попала в душу населению Швейцарии. Плавленный сыр превратился в настоящий хит, люди гордились народной кухней. А этот рекламный слоган старшие поколения швейцарцев помнят до сих пор.