Женщина на полотне художника — всегда больше, чем ее внешняя оболочка. Она — символ, она — чувства художника, которые обрели форму. Она же – его идеи и мысли. В палеолите женщина была символом плодородия, у Дали ее образ превратился в сюрреалистический сон. В этом тексте мы посмотрим, как менялся женский образ в искусстве на протяжении многих тысяч лет — от палеолита до наших дней.
Перенесемся на сорок тысяч лет назад – в поздний палеолит. Суровый климат, мамонты, охота на бизонов. Жить тогда было тяжело. Холод усложнял добычу пропитания. Приходилось согревать огнем и шкурами животных. Но тепла желало не только тело, но и сердце.
Но кто же вдохновлял древних людей? Тучные, нагие, а иногда беременные женщины – символ выживания, плодородия. Ведь именно этого тогда и недоставало.
Потом таким женщинам дали название «Венеры Палеолита». Естественно, никакой греческой богини любви тогда еще не было. Но ученые предполагают, что те Венеры могу быть образами Матери-Богини.

"Венера из Холе-Фельс"
«Венера из Холе-Фельс» - древнейшая из известных науке. Это женщина с подчеркнуто большим животом, широкими бедрами и крупной грудью. Возраст статуэтки — в промежутке между 35 и 40 тысячами лет. Статуэтка примерно 4 сантиметра в длину. Она сделана из бивня мамонта, а на месте головы у нее отверстие. Скорее всего, ее носили, как кулон — прямо на груди, у сердца.
Афродита, которой любовался весь Книд
Столь несуразные Венеры были уже не во вкусе древних греков. Для них красота была в соразмерности. Здесь процитируем Демокрита: “прекрасное есть надлежащая мера во всем». Красота, в понимании древних греков, заключается в стремлении к природной гармонии. А кто может быть по-настоящему гармоничен? Боги и богини, превосходящие в своей красоте всех смертных. Свое восхищение их красотой греки выражали в скульптурах.

"Венера Милосская", Александр Антиохийский, период между 130-100 годами до н.э.
В 350-330-х годах до нашей эры жители острова Кос заказали у известного скульптора Праксителя статую Афродиты для местного святилища. Он подошел к задаче нетривиально: сделал сразу две. Одна была обнажена, другая одета. Считается, в камне он стремился запечатлеть красоту его натурщицы Фриды. И потому рискнул изобразить богиню обнаженной. Заказчики выбрали второй вариант —более, по их мнению, благопристойный. Но и другой Афродите не пришлось закончить свое существование в мастерской скульптора. Ее приобрел купец из города Книд. Там был центр культа Афродиты.

"Афродита Книдская", Пракситель, 350-330 гг. до н.э.
“Здесь статую выставили в храме на всеобщее обозрение – и вскоре она стала так популярна, что её изображали на драхмах, а люди специально приезжали в Книд, чтобы полюбоваться несравненной красотой. Мраморная двухметровая Афродита Книдская одной рукой стыдливо прикрывала лоно, а в другой держала хитон (как вариант – опиралась на кувшин). Пракситель запечатлел тот момент, когда красавица разделась, собираясь войти в воду”.
Красота Афродиты восхищала людей тогда, восхищает и сейчас. “Афродита Книдская” стала прообразом многих произведений искусства, каноном, к которому столетиями позже обращались другие художники.
Праведное и бледное Средневековье
А каков же был идеал женщины в Средневековье? Заметим, что речь идет о XIV-XV веках, ведь примерно в этот момент и формируется характерный женский образ в искусстве. До этого средневековому искусству было не до таких вопросов. Итак, женщина должна быть целомудренна, стыдлива, ей необходимо строго придерживаться христианских постулатов. Женские образы имеют черты Девы Марии, ведь она, по сути, является недостижимым идеалом, образцом для всех женщин вообще.

"Мадонна с младенцем и двумя ангелами", Джотто ди Бондоне, 1295-1300 гг.
Обратите внимание на картину Петруса Кристуса “Портрет девушки”. Это образец средневековой красоты. Бледная, худая с высоким лбом и вытянутыми чертами лица. Над ничего не жаждущими, спокойными глазами еле заметны брови. Девушка как бы является воплощением чистоты, непорочности.

"Портрет девушки", Петрус Кристус, 1465-1470 гг.

Фрагмент триптиха “Альтар Портинари”, Хуго ван дер Гус, 1477-1478 гг.
Ренессанс и воспевание женской красоты
С наступлением эпохи Ренессанса искусство обращает свой взгляд назад — к истокам, к древнегреческим идеалам. Вместе с тем возвращаются и культ женского тела, воспевание живой женской красоты. Статные, полнокровные женщины с мягкими изгибами и легким румянцем на лице как противоположность бледным и худым девушкам средневековья.

“Донна Велата”, Рафаэль Санти, 1516
Эпоха Возрождения породила множество образцов женской красоты. Одна из самых известных работ Боттичелли — Рождение Венеры — это пример женского образа, обращенного к античности.
В полотне «Рождение Венеры» больше композиционной ясности и четкости. В образе героини живописец воплотил идеально красивые черты, поражающие безупречностью и гармонией. Ее лицо, словно овеянное тенью печали, окружено длинными прядями прекрасных золотых волос, развеваемых ветром. Поза богини напоминает античную статую Венера Пудика (с лат. — «скромная, целомудренная, стыдливая»), которая также известна как статуя Венеры Медичи (Медицейской).
“Ботичелли”, Марина Гордеева.

Рождение Венеры, Сандро Боттичелли, 1485
Образ Мадонны также меняется. Богоматерь на полотнах художников теперь выглядит более естественной, живой. Мы видим, как на картине Мадонна, с мягкими чертами, румянцем на лице, нежно придерживает младенца, умиротворенно обращая к нему свой взор.

Мадонна со щеглом, Рафаэль Санти, 1505-1506 гг.
Земные и чувственные девушки: барокко
В XVI веке на смену Ренессансу приходит барокко. Это направление в искусстве начинает отходить от античных образцов, но не отрицать их. Художественные произведения становятся более вычурными. Меняется понимание красоты, в цене — эмоциональное, яркое, чувственное. Образ женщины теперь насыщен ее внутренними переживаниями.
Одним и наиболее ярких художников, создававших женские образы, стал Пауль Рубенс. Он выразил особенный тип женской красоты, тот тип, который сейчас принято называть “Рубенсовская женщина”. Рубенс учился на античных образцах, а затем подчинял им реальные формы. Благодаря этому образы гармоничны, совершенны. Хотя женщины Рубенса и нагие, они целомудренны, в чем-то даже блаженны. Находясь в гармонии с природой, они отрицают порочность и мелочность. Женщины на его картинах обычно полные. И это неспроста:
Движение, выраженное пересекающими торс линиями, которое при работе над женским телом античные мастера передавали с помощью драпировки, Рубенс выявлял в морщинках и складках нежной кожи, натянутой или расслабленной.
“Нагота в искусстве”, Кеннет Кларк.
Его живопись очень телесна. Женщины на его картинах выглядят удивительно настоящими, естественными:
“Современники поговаривали, что Рубенс примешивает к краскам собственную кровь – чем иначе можно объяснить появление этого поистине телесного оттенка?
Пышущие здоровьем модели Рубенса выглядят живыми, настоящими, земными: кажется, прикоснёшься к картине и почувствуешь под пальцами не шероховатость красочного слоя, а тёплую женскую кожу”.
“Картинные девушки: музы и художники: от Рафаэля до Пикассо”, Анна Матвеева.

“Персей и Андромеда”, Питер Пауль Рубенс.

“Вакханалия”, Питер Пауль Рубенс, 1615 г.

“Три грации”, Питер Пауль Рубенс, 1635.
Рембрандт, создавая женские образы, вдохновлялся своими возлюбленными. Особенно много работ посвящено его первой жене, Саскии, остались на множестве его полотен. Она была музой художника. Он не ограничивался портретами жены. Ее образ можно увидеть на многих картинах: и в римской богине цветов Флоры, и в женщине, кутящей с блудным сыном в таверне.

“Саския в образе Флоры”, Рембрандт, 1634.

“Блудный сын в таверне”, Рембрандт, 1635.
Театральное рококо и мечтательный романтизм
К середине XVIII века в Европе — а особенно во Франции — среди аристократок становится популярны вычурные наряды со множеством деталей. А вот самим женщинам в соответствии с тогдашней модой полагалось быть хрупкими, худощавыми, с удивительно тонкой талией и бледной кожей. Пришло рококо и задало новый “тренд”. Теперь женщины на полотнах выглядят театрально. Они безупречны, словно надели на себя маски или покрылись гримом. Их движения изящны и отточены.

“Портрет мадам де Помпадур”, Франсуа Буше, 1756 г.
В XIX веке искусство вновь одушевляет женские образы. Начало века романтизм — девушки начинают мечтать. Мы можем спросить их: с чем же связаны ваши мечты, с любовью ли, с семейным счастьем? Но нас никто не услышит. Мысли этих девушек уже давно покинули земное и унеслись ввысь.

“Женщина перед вечерним городом”, Каспар Давид Фридрих, 1818 г.

“Портрет Энн Колфилд, графиня Чарльмонта”, Джон Сэмюэль Агар, 1812 г.
Искусство и метафизика
Чтобы зайти поглубже в метафизического поля, посмотрим на образы, созданные символистами во второй половине XIX века. Символизм продолжает мечтать и фантазировать. Теперь героини картин становятся вместе с тем и символами красоты, жизни, надежды. А все то, что окружает их, имеет подтекст. Смотря на эти картины, мы гуляем по их смысловым уровням, задавая себе вопросы. Надежда спасает человека или губит его?

“Любовь и жизнь”, Джордж Фредерик Уоттс, 1885 г.

“Беатриче”, Одилон Редон, 1885 г.

“Надежда”, Джордж Фредерик Уоттс, 1886 г.
А вот по смысловым уровням искусства XX века гулять придется уж очень долго. Теперь искусство, прихватив с собой и женские образы, мчится только вперед по заветам авангарда. Смотря на “Женщину с граблями” Малевича, “Художника и музу” Пикассо или на “Женщину с головой из роз” Дали, мы уже не увидим там женщин. Мы увидим мысль, фантазию, идею. Мы увидим в них самих художников.

“Женщина с граблями”, Казимир Малевич, 1930-1931 гг.

“Художник и модель”, Пабло Пикассо, 1926 г.

“Женщина с головой из роз”, Сальвадор Дали, 1935 г.
Особое внимание стоит обратить на автопортреты Фриды Кало — женщины, изображенной женщиной. Той, кто действительно знает, сколько боли внутри тебя. Фриде, в 18 лет попавшей в серьезную аварию и сломавшей позвоночник, всю жизнь пришлось проходить через боль. Поэтому картины искренние и невероятно эмоциональные.

“Сломанная колонна”, Фрида Кало, 1944 г.

“Две Фриды”, Фрида Кало, 1939 г.
Женщины сегодня
Минула первая четверть XXI века. Сейчас искусство может запечатлеть человека в совершенно разных форматах. Фоторедакторы, программы для монтажа, нейросеть с легкостью могут превратить женщину в забавного динозавра, и наоборот.
Но художники, режиссеры, фотографы все-таки чаще выбирают более осмысленный путь. Сегодня женщина может быть кем угодно — в искусстве особенно. Потому и женский образ у каждого творца свой. А что в нем заключается, мы можем только предполагать. А можем не мучить себя анализом и дать картине пообщаться со своей душой, наполнить ее эмоциями. В любом случае предлагаем посмотреть на картины современных художников, работы которых, кстати, вы можете найти у нас на сайте.


